
Милый городок с дымом из труб и сладким запахом дров,торфа и угля, свежевыпаавшим снегом, пахнувшим арбузом ( да-да-да, в Москве свежевыпавший снег пахнет арбузом, только вот почувствоать это все сложнее и сложнее из-за вони автомобилей), уютная теплота окон и пустота вечерних улиц, похожих на сказочный лес из-за высоких деревьев.. Дребезжаший трамвай и одинокая машина не может разрушить эту магию зимнего города, похожую на театральную декорацию. Как тут не поверить, что с дерева тут может спрыгнуть учетный кот из сказки Пушкина про Лукоморье. Он собственно и спрыгнул . Кот Бегемот из "Мастера и Маргариты". А трамвай повернет к Патриаршим, и во встречной черной машине поперхнувшийся вдруг литератор Берлиз поедет на заседание своей коммисию, не зная о еще о том,что с этим трамваем, да и незамеченым им волшебным котом, он еще встреиться в некий майский жаркий полдень..
Ландшафт тогдашнего Садовой у дома 302 бис стоит иметь ввиду, когда перечитываешь роман и представляешь Москву того времени.
а вот дальше пошли метаморфозы..
Вот на фото начала двадцатых видна Большая Садовая (со Стороны Триумфальной площади) с узкой проездной частью и палисадничками, засаженными садами.

Трудно тут узнать современную Триумфальную площадь (Маяковского). Но ротонда на крыше вдали, та же что и на картине видна , да круглый купол сегодняшнего театра Сатиры (оно же театр Варьете из Мастера) слева.
а вот уже конец 30 ых.

Опять левее мы видим ротонду и только по ней узнаем улицу. Все деревья вырублены, есть широкая улица, закатанная в асфальт. И никаких деревьев.. Но домики с милыми треугольными крышами еще живут..
А вот на картине уже 70 ых годов (тут вид с другой стороны со стороны площади Восстания, поэтому ротонда справа)

Домиков нет, на их месте добротные сталинки.. Но деревья успели вырасти.. Впрочем они все погибнут в 90ых, когда улицу начнут нещадно поливать химикатами зимой. Сейчас деревья опять высадили.. Посмотрим,что с ними будет..
Journal information