Дом “Патриарх” на углу у Патриарших прудов. Это здание озадачивает. С одной стороны дикое смешение стилей и каких-то просто космических понтов, а с другой, в нем присутствуют все элементы московской архитектуры с желтым ампирными стенами и белыми колонами , статуями, , подобным каменным героям труда сталинских высоток , взирающими с высоких колоннад, и , как апофеоз, штопором ввинчивающаяся в небо все же реализованная башня Татлина. Весь пафос и понты двух столетий московской жизни сплавлены в этом новом зикурате. В нем дерзость и вызов всему и вся , раскрытие этого вызова через традицию и новое переосмысление перманентной эклектики столичной архитектурной среды. Лучший памятник 90-ым , я считаю. Лучший памятник духу этих годов , завораживающих своей динамикой и пугающими адским безднами , отрывшимися вдруг в привычных формах , дерзкая реализация забытого и подспудного с выходом за грань дозволенного и становящимся клоунски-нелепым в своем конечном виде.
Не зря находится оно на самом мистическом месте булгаковского месте Москвы –Патриарших прудах, или по более древнему названию Козьем болоте. Само здание весьма примечательно. 13 этажей, 13+13 квартир и скульптур на здании так же тринадцать. Трехэтажная, пустующая теперь без владельца квартира одного из фигурантов дела “ Оборонсервиса” в этом доме , как бы напоминает нам о сеансе магии с разоблачениями и последующем злоключениях главы акустической комиссии и прочих сов. служащих. А не есть ли это здание реинкарнацией булгаковского Ершалаима с его страшной Антониевой башней и драконьей чешуей храма , висячими мостами и крытой колоннадой , соединяющей два крыла дворца, где страшные безглазые статуи взлетают к черному небу?
Сходство налицо. Меня не отпускало смутное воспоминание, что в майском мареве на Патриаршими прудами привиделся поэту Бездомному этот мираж древнего города. Этого места в романе я не нашел, зато теперь мы видим ень города, пугавшего прокуратора та том углу, там где Аннушка разлила подсолнечное масло и где брызнувшая виртуальная кровь Берлиоза обозначило место реального памятника 90-ым годам 20-ого века.
Связь булгаковского Ершалаима и Москвы 20-30 ых годов очевидна и часто обсуждалось. Вот цитаты из романа, описывающие его.
“перед прокуратором развернулся весь ненавистный ему Ершалаим с висячими мостами, крепостями и – самое главное – с неподдающейся никакому описанию глыбой мрамора с золотою драконовой чешуею вместо крыши “
“Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях”
“страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу”и “ крытая колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого”
Фотографии взяты из поста http://moscowwalks.ru/2011/09/14/dom-patriarch/
http://www.vladkurochkin.ru/doc/patriarchy_house.php
http://fotki.yandex.ru/users/vas-138/view/251229/?page=0
Journal information